Совершенная красота
Живопись обеспечивает полное погружение в природу за счет ее интерпретации, а вовсе не имитации. В истинном произведении искусства можно найти совершенную красоту, которая будет жить вечность. Желание достичь совершенной красоты многие века было присуще японской культуре, где сформировались традиционные понятия красоты, одни из наиболее тонких и эстетически совершенных во всей мировой культуре.
Эти представления привели к формированию определенных критериев, по которым японцы анализируют любое произведение искусства. Такой набор критериев называется шибуи. Среди основных характеристик можно выделить баланс, сдержанность, меру, спокойствие, самоконтроль, дисциплину, элегантность и силу. Все характеристики относятся к принципам создания совершенного произведения искусства.
Рассмотрим принципы шибуи в отношении именно изобразительного искусства.
1. Простота
2. Выразительность, она же смысловая глубина произведения
3. Умеренность и скромность, отсутствие у художника желания выпятить собственное эго.
4. Спокойствие, ясность, невозмутимость и умиротворенность.
5. Достоверность и спонтанность.
6. Взаимодействие с окружающим миром, способность узреть красоту в обыденности.
7. Несовершенство, правдивая иллюстрация жизни, без приукрашивания либо попыток скрыть ее неприглядные стороны.
Данная картина написана быстро и близка к абстрактности. Художник старался показать часть живой природы и ее вечное движение. Хотя сцена является сильно упрощенной, в ней есть смысл, который могут уловить зрители. Работа создана согласно принципам шибуи – ясность, спонтанность, простота и гармония.
Японская графика всегда вдохновляла импрессионистов. Немало выдающихся художников этого направления собирали японские гравюры и анализировали их, а равно как использовали некоторые особенности японской графики в своих картинах. Например, импрессионисты стремились упрощать картины, делать их более свободными и спонтанными.
Эта сценка также является весьма простой – обычная синяя ваза, рядом расположены две хурмы. Художник постарался узреть красоту в самых обыденных вещах. Вполне возможно, что эта работа позволила ему передать тихую и мягкую атмосферу раннего зимнего утра.
Именно японская графика позволила импрессионистам научиться воспринимать природу света, а восприятие и отображение различных погодных условий легло в основу импрессионизма.
Клод Моне был один из тех, кто восхищался японской живописью. Много лет он учился скромности письма, которая важна для всех творцов, отображающих природу. Моне стремился впитывать в себя красоту и гармонию природы. Его способность воспринимать гармоничные природные проявления напоминала медитацию: анализируя цвет или свет Моне становился отрешенным, словно впадал в транс. Моне создавал картины только на плэнерах, за счет чего выработал остроту восприятия и возможность создавать картины быстро и спонтанно, улавливая определенные погодные условия.
Немало импрессионистов, согласно шибуи, стремились использовать сюжеты из повседневности, а не создавать героические полотна. Импрессионисты стремились к достоверности и точной передаче световых эффектов. Однако, они не жаждали реалистичности, напротив – их картины столь же несовершенны, сколько иллюзорен наш мир.
Некоторые художники вместо традиционной перспективы европейской школы использовали перспективу воздушную, которая являлась основной японской живописи.
