От натуры к наброску

Представим, что художник хочет изобразить на рисунке определенный объект. При выборе основы для выполнения работы следует выбирать, какая техника живописи или красочный материал будут использованы.  Технология создания живописного произведения делится на несколько этапов. В первую очередь следует продумать композиционное решение, чтобы рисунок логично и рационально заполнял поверхность основы. Набросок – это быстрая зарисовка с натуры, которая создается несколькими легкими линиями, создающими самое главное в предмете изображения, т.е. его форму, пропорции, объем и положение в пространстве.

Как выбрать точку зрения

Будущую композицию рисунка диктует выбранная точка зрения на натуру, с которой изображаемый объект должен восприниматься целостно и пластично, т. е. его главные элементы должны формировать определенное равновесие цветовых областей, тонально цветовой и масштабный ритм. Поиск оптимальной точки зрения на натуру можно упростить благодаря различным рамкам-видоискателям. Наиболее практичной считается регулируемая рамка. Ее легко сделать из двух полосок картона, вырезанных в виде буквы Г.

Регулируемую рамку можно создать, изготовив из плотного картона с помощью треугольника две фигуры в виде буквы Г.

С помощью двух канцелярских скрепок, картонные детали можно объединить, создав рамку-видоискатель нужного размера.

Видоискатель

Идет ли речь о пейзаже, натюрморте или портрете, изображение должно поместиться на листе бумаги так, чтобы не было желания расширить рамки рисунка или, наоборот, уменьшить их. Для реализации этой цели достаточно создать несколько проб при помощи рамки-видоискателя

Компонуем рисунок

В первую очередь нужно определить место изображаемой натуры на основе, а также ее размер. Композиционный центр рисунка обнаруживают методом определения т. н. «золотого сечения».

Чтобы определить зону «золотого сечения», т.е. того места, в котором должен находиться оптический центр создаваемой работы, нужно длину и ширину внутреннего поля рамки умножить на 0,618.

Так формируются четыре точки, соединив которые можно получить зону «золотого сечения».

Золотое сечение

Правильное положение картинной плоскости - горизонтальное или вертикальное - способствует лучшей компоновке рисунка. В процессе рисования между краями бумаги и изображением создается своеобразная рама в виде нолей. Правильно создать картинную плоскость помогает изображение в схематическом виде разных вариантов композиции.

Варианты композиции

Определяем композиционную схему

Каждый может подобрать простую геометрическую фигуру, в которой мысленно легко разместить любой объект, например, прямоугольник, квадрат, круг и даже треугольник. Если композиционной схемой служит прямоугольник, измеряется его высота и длина, а затем эти размеры в соответствующих пропорциональных отношениях передаются на основу, на которой будет выполниться рисунок. Созданный таким образом прямоугольник станет тем пространством, в которое нужно поместить изображаемую натуру.

Изображаемая натура

Величина объекта

Изображение предмета всегда начинают с измерения основной пропорции, которая диктует отношение длины предмета к его высоте. Это отношение дает возможность наметить контур всего предмета. Переходя к формированию деталей предмета, на рисунке выбирают место для контуров этих деталей. Для этого высоту, на которой расположен изображаемый контур, сравнивают с общей высотой предмета. Точно таким же образом можно определить место и размеры других деталей.

С помощью обычной геометрической фигуры, всегда можно представить композицию в в виде схемы. Композицию пейзажа несложно скомпоновать в треугольник. Другие, также часто используемые схемы композиции, имеют овальную или форму в виде трапеции, а также форму перевернутой буквы Г.

Самой универсальной композиционной схемой, или «структурой», обычно является прямоугольник. В очертаниях прямоугольника можно выделить целый ряд точек, которые существенно упрощают определение различных элементов изображаемой натуры.

Набросок

Набросок создается несколькими легкими едва заметными линиями, формирующими местоположение всех элементов изображаемой модели. Каждый из этих элементов также можно представить в виде простых, примитивных форм.

Уголь – одно из изобразительных средств художника, наиболее охотно используемых для создания набросков.

Набросок

Различные  планы

Планы в живописном произведении - это пространственные области отличающейся отдаленности, имеющие значение базовых пунктов при передаче пространственной глубины на плоскости картины. Существуют следующие планы: первый, или передний (находится ближе всего к зрителю), второй, или средний (занимает средний промежуток картины), и задний, или дальний (наиболее удален от зрителя).

Планы рисунка

Ваши отзывы: Оценка: 4.7 звезды 9 отзывов