Изучение натуры
Сложности рисунка при работе над пейзажем, подобным этому, минимальны. Несколько линий по данным направлениям позволят разделить поверхность бумаги на определенные планы изображения.
Цельные формы изображения
В пейзаже все элементы изображения нужно размещать в виде целостных взаимосвязанных и уравновешенных групп, расположенных на разных пространственных планах. Важное значение имеет расположение линии горизонта, указывающей на соотношение земли и неба. Пейзаж создают, начиная с самых важных и видных элементов. Сперва по внешним контурам легкими линиями намечаются их общие формы так, чтобы они создали четкие пространственные планы, которые дополняются деталями. Многоплановая пейзажная композиции должна выглядеть как пространство с множеством взаимосвязанных элементов, создающих цельную картину.
При создании рисунка следует рассматривать натуру и внимательно ее изучать. В первую очередь требуется осмотреть всю натуру, определив для себя ее общую форму. Затем требуется выявить основные отличительные признаки и параметры всех элементов, формирующих сущность и внешний вид натуры. Для этого следует выяснить ее основные пропорции, положение, размеры и форму конструктивных частей.
Каждый предмет можно мысленно визуализировать как одну или несколько схематических фигур. Обычно они представляют собой стандартные геометрические формы, которые впоследствии дополняются определенными деталями и элементами изображаемого предмета. При создании изображения всегда требуется идти от общего к частному и вторичному.
Способы наблюдать
Нужно научиться правильно и внимательно рассматривать объект, который станет предметом изображения. В любом натюрморте можно выделить разнообразные элементы (цветы, фрукты, рыбу, дичь и т. п), каждый из которых имеет характерную, присущую только ему форму. Изучая предметы перед тем, как изобразить, рекомендуется мысленно представить их в виде стандартных геометрических фигур и определить оси симметрии.
Стандартными и самыми распространенными геометрическими фигурами являются многоугольники (квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб) и правильные фигуры, сформированные замкнутыми кривыми линиями (круг и овал). При создании изображения можно использовать вспомогательные линии.
Даже фигуру человека, независимо от того, в каком положении она расположена, можно мысленно вписать в простую геометрическую форму.
Сравнение
Любой предмет имеет множество отличительных признаков и свойств. Художник изначально должен выделить и изучить их. Каждый предмет можно сравнить с другими и таким образом постепенно выявить взаимосвязи между всеми предметами, формирующими натуру. Сравнение должно относится к форме предметов и их размерам. На практике самые различные предметы могут иметь похожие формы.
Складки драпировок принимают самую разнообразную форму. Подобным разнообразием отличается и изображение в виде схемы.
Простые геометрические фигуры
Каждый предмет можно мысленно поместить в стандартные геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг и т.д. Самая обычная геометрическая фигура, в которую мысленно вписывается предмет, не всегда на 100% совпадает с его контурами. Чтобы наиболее точно воспроизвести натуру всегда следует создавать предварительную композиционную схему, используя разные стандартные геометрические фигуры. Например, кувшин легко вписать в овал.
Симметрия
При рисовании предметов плоской формы следует намечать те центры или оси симметрии, которые способствуют их рисованию. Все предметы имеют ось симметрии, представляющую собой воображаемую вертикальную прямую линию, делящую предметы пополам. С симметрией связана взаимосвязь частей композиции. Ось симметрии или плоскость симметрии всегда композиционно объединяют ключевые элементы изображения. В квадрате представлено четыре оси симметрии (две диагональные и две перпендикулярные) и общий центр симметрии. В прямоугольнике есть две оси симметрии (две прямые проходят через точку пересечения диагоналей перпендикулярно противоположным сторонам). Круг обладает единственным центром симметрии, и все точки окружности равноудалены от этого центра. Любой диаметр является осью симметрии.
Подавляющее число предметов имеют объемную форму. Однако, когда рассматривается предмет плоской формы, его можно мысленно можно вписать в стандартную геометрическую фигуру. При рисовании натюрморта к наиболее важными размерами, которые нужно определить, относится общая длина и ширина изображаемого объекта.
