Белое на черном
Мы так привыкли рисовать черными ручками или карандашами на белой бумаге, что становится неожиданным – и часто захватывающим – работать наоборот. Метод процарапывания дает возможность делать белые линии на черной поверхности, что может стать примером своего рода освобождения сознания, поскольку это меняет традиционный процесс рисования и помогает мастеру увидеть изображаемый предмет в ином ракурсе.
Доска для процарапывания – это мягкая, белая поверхность, покрытая черными чернилами. Она дает вам возможность процарапывать белые линии заостренным инструментом. Процесс весьма схож с рисованием пером за исключением того, что в данном случае вы работаете в «негативе», и поэтому можно использовать любую из известных методик. Существуют специальные инструменты, чтобы процарапывать белые линии, но вы можете индивидуализировать работу, привнести что-то свое, импровизируя с инструментами, созданными или найденными вами, даже просто с теми предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Например,несложно делать тончайшие линии кончиком ремесленного или кухонного ножа, а более толстые – концом вязальной спицы. Проводя металлической гребенкой или зазубренным кухонным ножом поперек доски, вы сделаете ряд параллельных линий, обычную или перекрестную штриховку в теневых областях. Стоит попробовать любое орудие, способное царапать поверхность.
В прошлом техника процарапывания ассоциировалась с книжными иллюстрациями, но со временем она становится популярной и в области высокого искусства.
Вы можете изготовить собственные доски,накладывая последовательно слои чернил на основу, что позволит изменять основной цвет, но это довольно трудоемкий процесс,и лучше всего подходит для тех, кто действительно увлекается данной методикой.
Инструменты для процарапывания:
Фактура сквозь линию
После нанесения на доску нескольких карандашных линий, указывающей на то место,где будет располагаться голова собаки, художник намечает контур.
Начало построения тонов. Близко расположенные линии штриховки обеспечивают средний тон на заднем плане. Тонкими линиями передается фактура ткани на переднем плане.
Голова и тело собаки постепенно прорисовываются (выстраиваются) с помощью разнообразных линий, следующих вдоль линии роста шерсти. Линии на голове дают ясное представление о ее строении. Большие волнистые линии используются для ушей, где шерсть длиннее, чем на голове.
На заключительных стадиях использовались черные чернила, чтобы исправить одну или две неправильных линии. Также был нанесен небольшой штрих на лапах. Не было необходимости процарапывать все тело, поскольку оставленные области черного цвета придают рисунку выразительность.
Для этого рисунка использовалась белая, а нечерная доска для процарапывания, позволившая художнику проводить тонкие темные линии. Черные и почти черные участки создавались скрупулезно, с большой осторожностью, чтобы вертикали и горизонтали смотрелись четкими и выразительными.
Жан Каптер. Грузинская улица:
