Масляные пастели: сграффито

Этот метод включает в себя процарапывание одного цвета, чтобы показать лежащий под ним (от итальянского слова sgraffito, царапать). Он немного напоминает процарапывание сквозь слой чернил, но там можно проводить только белые линии на черном, тогда как масляная пастель позволяет получать разнообразные цветовые эффекты.

Данная методика – одна из многих заимствованных из живописи масляными красками. Рембрандт часто процарапывал влажный слой масляных красок основанием кисти, чтобы передать фактуру волосков на лице или деталей кружева на воротнике.

Хотя техника может использоваться и для других изобразительных средств, особенно цветных карандашей. Так же она практически идеально подходит для масляной пастели. Ее можно положить толстым слоем, который при этом остается достаточно сырым и легко удаляется острым орудием.

Рисунки в технике сграффито должны быть продуманы заранее. Этот метод не подходит для импровизации, и необходимо постоянно держать конечный образ рисунка в памяти, тщательно планируя каждый шаг и последовательность наложения слоев.

Первый этап заключается в том, чтобы покрыть бумагу плотным слоем цвета, хорошо вдавливая его в поверхность (если хотите, можете использовать для первого слоя акварель, чернила или акриловые краски).

Второй слой должен быть положен несколько более свободно так, чтобы вы могли легко удалить его каким-либо острым инструментом, например ремесленным ножом. Для более толстых линий пробуйте ручку кисти.

Смотрим на рисунке, слева-направо:

  • следы лезвия скальпеля;
  • следы тупого конца кисти;
  • следы боковой стороны ремесленного ножа;
  • следы мастихина;

Следы

Использование мастихина при процарапывании:

Мастихин

Мастихин, ножи, скальпель

Совет. Процарапывание получается более удачным, если работать темным по светлому, поскольку масляная пастель имеет ограниченную покрывающую способность, и бледный цвет, находящийся сверху, «утонет» в темном цвете основы. Для разнообразия можно использовать более одного цвета для любого из слоев.

Процарапанные блики и фактура

Работая на бумаге для акварели, являющейся достаточно плотной, чтобы выдержать метод процарапывания, художница кладет первый слой цвета.

Процарапывание

Добавив еще несколько цветов и хорошо вдавив их в бумагу, она процарапывает тонкие линии острием скальпеля.

08.09.0110

Она продолжает процесс, поочередно накладывая и процарапывая цвета, чтобы создать фактуру цветочной головки.

08.09.0111

Процарапывание превосходный метод для подобного вида изображений, поскольку невозможно достичь линий такой тонкости, просто работая масляными пастелями.

Рисунок масляной пастелью

В этом рисунке масляная пастель была смешана со спиртом, причем волны и движение воздуха переданы удалением небольших линий и форм концом древка кисти. Разнообразие штрихов подчеркивает движение лодки. Фактура бумаги также вносит свой вклад в общий эффект.

Мэтью Эванс. Под парусом:

Под парусом

Ваши отзывы: Оценка: 4.7 звезды 9 отзывов