Цветные карандаши: стирание
Один из недостатков работы цветными карандашами заключается в том, что трудно сделать исправления; стирание возможно лишь в ограниченных пределах. Легкие линии, нанесенные меловым карандашом, иногда возможно удалить пластиковым ластиком или куском хлеба, перемещаемыми от точки к точке; но стертая линия может все еще оставлять цветовой след на бумаге. При использовании пластикового ластика для восковых карандашей можно размазать цвет и втереть его в поверхность бумаги; поэтому этот тип ластика более полезен для выглаживания, чем для внесения исправлений.
Однако вы можете удалить слой карандаша, убирая его острым лезвием. Подобным методом обычно пользуются для нанесения новых бликов или для восстановления потерянных, а также удаления слишком плотно положенного цвета. Это срабатывает лучше всего на гладкой рисовальной бумаге, поскольку лезвие просто шаркало бы по верхнему зерну фактурной бумаги, оставляя цвет в «ямках». Используйте грань лезвия: острие должно быть оставлено для рисунков, в которых есть преднамеренно сильное нанесение цветов, как в технике процарапывания, которая также хорошо подходит к восковым цветным карандашам.
Совет. При выглаживании следует соблюдать осторожность. Если вы используете лезвие, то его следует перемещать параллельно к бумаге, чтобы избежать «вырывания» частей рабочего слоя.
Вытертая фактура
Фон и голова слона были доведены до завершающей стадии с помощью диагональной штриховки серо-белого цвета, передающей фактуру. Затем художница использует черные линии, чтобы показать морщины на коже.
Для бликов, где морщины захватывают свет, она выскребает карандаш концом острого ножа.
Затемнив фон, чтобы выделить голову и показать часть более бледного основного цвета, она выскребает из него второй цвет лезвием.
Законченный рисунок великолепно передает текстуру морщинистой кожи слона, оттененную фактурой фона, что производит превосходное впечатление.
Разбивка на квадраты
Из-за трудностей исправления работы цветным карандашом важно сделать предварительный рисунок максимально точным. Для любой сложной темы лучше начинать с легкого наброска графитным карандашом, который можно так же быстро стереть. Если вы работаете по фотографии, то максимальной точности можно достичь, используя метод разбивки на квадраты, Работа по фотографии обычно требует увеличения изображения, и хотя это можно сделать от руки, но следует принимать во внимание, что довольно сложно менять масштаб объекта, не сделав при этом ошибки. Разбивка на квадраты включает прочерчивание одной сетки на фотографии и другой, пропорционально большей (но с одинаковым числом квадратов) – на рисовальной бумаге. Например, если вы используете сетку в 2,5 см на фотографии и хотите удвоить размер, сетка на бумаге должна быть в 5 см.
Сетка на фотографии поможет идентифицировать позицию каждого элемента изображения и довольно легко переносить их на бумагу, квадрат за квадратом, при этом обращая особое внимание на места пересечения линий изображения и координатной сетки.
Сетка, выполненная на кальке, наложена на фотографию:
Передача изображений
Для относительно простой темы, подобной этой, рисунок можно сделать от руки, однако использование метода разбивки на квадраты гарантирует, что перспектива останется правильной. Художница накрыла фотографию калькой с сеткой, а затем слегка наметила большую сетку на рисовальной бумаге. Скопировав главные линии, она теперь начинает заполнять формы.
Совет. Хотя разбивка на квадраты довольно медленный процесс, затраченное время вполне окупается. Кроме того, вы можете корректировать композицию по своему усмотрению, выполняя один объект более крупным или уменьшая его; реально изменять и саму форму изображаемого предмета.
