Линия и отмывка: перо
Перо и отмывка – использование тонкого пера в комбинации с бледной ровной акварельной отмывкой – является одной из самых ранних смешанных техник. Прежде чем в XVIII столетии акварель получила полную самостоятельность, она в значительной степени использовалась для раскрашивания по существу линейных рисунков, играя таким образом вторичную роль в законченном произведении. Этот метод можно считать вполне приемлемым для изображения объектов, в которых линия важнее цвета; однако большинство художников в наши дни предпочитает использовать сочетание линейных штрихов со свободной, разноцветной отмывкой и мазками акварели для создания более динамичных эффектов.
Есть много различных подходов к использованию «пера и отмывки». Традиционный метод заключается в том, что сначала полностью выполняется рисунок; хотя нередко логичнее разрабатывать линию и цвет одновременно, накладывая отмывку по эскизному рисунку пером, а затем опять браться за перо. В другом варианте сначала акварель может быть закончена или доведена до почти заключительной стадии, после чего необходимо приступать к линейной прорисовке. Если вы выбираете этот метод, то следите за тем, чтобы не происходило концентрации линий только на одном участке живописного изображения, поскольку это привлечет слишком большое внимание лишь к части изображения, оставив в тени все остальное, возможно, не менее значимое из того, что вам удалось создать.
Вы можете использовать любой вид пера, включая фломастеры и маркеры, но избегайте монотонности и схожести штрихов. Делайте маленькие точки, черточки и капли в той мере, как этого «требует».
Совет. Если вы хотите добиться слияния линий с цветом, попробуйте использовать ручку, заправленную водорастворимыми красками или остроконечное перо с водорастворимыми чернилами. Влажная отмывка размоет чернила и смягчит штрихи, в то же время оставляя их видимыми.
Слева-направо:
- отмывка по линиям штриховки, выполненной нерастворимыми чернилами;
- линия поверх фоновой отмывки;
- отмывка создает формы, а пером добавляют детали;
Штрихи сделаны по сухой акварели с отмывкой другого цвета. Слева направо: обычное перо и индийские чернила, перо и чернила для письма, перо и акриловые чернила, фломастер с водорастворимым наполнителем и фломастер с наполнителем, не растворимым в воде.
Для создания следующего восхитительного эскиза на воздухе использовалось сочетание шариковой ручки и акварели, причем вода бралась непосредственно из фонтана. Рисунок был сделан быстро, без попытки детализации. Кроме того, линии наносились друг на друга, поскольку фигуры меняли позиции.
Элеонор Стюарт. Фонтан:
Меняющаяся линия
Это композиция, в которой линейный узор играет главную роль и несет смысловую нагрузку. Поэтому художник начинает с линейной прорисовки, используя тонкое перо.
Он применяет ряд свободных акварельных отмывок, пытаясь оставаться в пределах участков, ограниченных линиями.
После отмывок различными цветами использовался красный рейсфедер, чтобы укрепить первоначальные линии. Кроме того, узор веревок был подчеркнут сильными черными линиями, выполненными фломастером.
Работа кистью с непрозрачными оранжевыми акриловыми чернилами: нанесены дополнительные линии, создающие паутинообразный узор рыбацких корзин.
Художник продолжил процесс нанесения отмывок и работы с линией. Затем крошечными мазками непрозрачных белых чернил были нанесены блики на веревках. Оранжевые чернила на передней стороне каждой корзины оказывали сопротивление, отталкивая темную акварельную отмывку, положенную сверху.
