Методики сопротивления: воск и масло
Маскирующая жидкость и клейкая лента полностью закрывают поверхность, где цвет нанести уже невозможно. Методы, показанные здесь, действуют лишь как частичная преграда. Масло и воск не смешиваются с водой, поэтому если вы слегка проведете по бумаге свечой и за- тем нанесете отмывку акварелью или цветными чернилами, цвет будет скользить по вощеной области. При работе на фактурной бумаге это создает зернистый эффект. Воск находится на высшем зерне бумаги, а влажная краска – цвет – погружается во впадины. На гладкой бумаге сопротивление будет более полным.
Восковые мелки являются средством для создания цветового сопротивления. Они тоньше обычных свечей, имеют заостренные концы, способствуя созданию тонко- го рисунка. Чтобы передать узор на обоях или в натюрморте, в эскизе можно использовать несколько цветов воскового мелка или же только наметить его посредством прерывистых линий, точек и черточек. Формы также можно создавать, нанося восковыми мелками тени. Скульптор Генри Мур использовал метод сопротивления в своих рисунках, изображая людей, спящих в Лондонской подземке во время Второй мировой войны.
Он пользовался методом «браслетного» затенения (линии идут вокруг форм) с нанесенной поверх акварелью. Масляные брусочки, иногда называемые художественными палочками, являются альтернативой восковым мелкам. Неравномерное сопротивление может быть так же получено при нанесении художественного скипидара перед применением жидкой среды (уайт-спирт менее подходит, поскольку он имеет более низкое содержание масла). Это может создавать весьма непредсказуемые но захватывающие эффекты, с которыми стоит поэкспериментировать. Масляная пастель будет также сопротивляться жидкому цвету, но поскольку это самостоятельная полноправная техника, ей будет посвящена отдельная статья.
Совет. Если вы пользуетесь акриловыми чернилами, необходимо их немного растворить перед употреблением. Акриловые краски и чернила обладают покрывающей способностью и, возможно, не будут скользить по воску, если использовать их концентрированными.
Слева-направо:
- воск свечи и отмывка;
- цветной восковой мелок и отмывка;
- скипидар и отмывка;
Эффекты цвета и фактуры
Сначала был выполнен рисунок кистью для по- строения композиции и определения направляющих линий. Художник использует китайскую кисточку, опуская в растворенные чернила только самый ее кончик.
Для фона выбран красный восковой мелок с очень легким нажимом, чтобы избежать переполнения бумажного зерна. Чернила, которыми теперь пишут сверху, образуют подтеки и пятна там, где они скользят по воску.
На переднем плане более сильными и прямыми штрихами желтого воскового мелка были выполнены элементы узора. Теперь они покрываются зелеными чернилами.
Выполнив цветными мелками узоры на горшках, художник продолжает процесс нанесения слоев фона, последовательно применяя то больше воска, то больше чернил.
Передний план обрабатывается тем же способом – наносятся воск и чернила. Лишние чернила вытираются тканью.
Для изображения фигурки лошадки наносятся два слоя чернил. Второй – после высыхания первого.
Для изображения вазы применяются легкие отмывки сильно разведенными чернилами.
Законченное изображение насыщено цветом и фактурой. Обратите особое внимание на то, как последовательные уровни цвета на заднем плане создают волнующий мерцающий эффект.
