Коллаж: порванная бумага
Эта форма коллажа не только создает живое и необычное изображение, но и развивает навыки наблюдения. Поэтому ее часто используют как упражнение для студентов. Идея заключается в том, чтобы создать рисунок, немного напоминающий мозаику, используя готовую цветную или тонированную бумагу, порванную на кусочки. Разрывание бумаги вместо вырезания дает возможность работать быстрее, а порванные края в коллаже выглядят весьма эффектно.
Вы можете работать в одноцветном или в цветном вариантах, используя готовую или раскрашенную от руки бумагу; однако не следует вводить слишком много тонов или цветов – изображение способно оказаться бесформенным, хаотичным и сложным для восприятия. В процессе работы обращайте особое внимание на способ, которым падающий свет моделирует формы; ищите обширные поверхности тона и цвета и пробуйте анализировать формы, создаваемые тенями и бликами.
Интересный способ работать в одноцветном варианте состоит в том, чтобы использовать кальку в качестве основы для создания коллажа, оттеняя части заранее различными карандашами для получения широкого цветового диапазона. Это метод довольно плодотворен для этюдов с натуры и портретов и создает более тонкий эффект, чем механическое использование тонированной бумаги.
Совет. В отличие от других видов коллажа, порванные бумажные формы не обязаны быть точными, поскольку вы можете вносить исправления, просто приклеивая сверху следующие кусочки.
Набор цветной бумаги, различные вырезки из журналов и куски раскрашенных от руки бумажных листов:
Цвета бумаги для следующего рисунка были тщательно подобраны таким образом, чтобы средние тона всего лишь немного отличались оттенком, будучи максимально близки по тону. Порванные края бумаги разбивают сплошные массы, вводя многочисленные крошечные градации теней, придающих дополнительный объем и игру изображению.
Хлоя Александер. Лежащая обнаженная:
Контраст различных видов бумаги
Эта методика коллажа становится очень популярной, и художники, специализирующиеся на ней, создают обширные коллекции тонированной и цветной бумаги. Но достаточно просто окрасить находящуюся под рукой бумагу, и здесь художник использует ее в комбинации с купленной. Он начинает с наброска и затем находит подходящий основной цвет для кожи модели.
Маленькие кусочки цвета кожи были порваны и приклеены, и теперь художник начинает выкладывать темные тона. Цвета промежуточных тонов выбрать намного проще, когда основные светлые и темные уже определены.
Работа достигла середины пути, и добавление промежуточных тонов свяжет всю композицию в единое целое. Процесс разрывания, приклеивания и перекрёстное наложение одних кусочков бумаги на другие продолжается. На данном этапе полезно постоянно контролировать композицию с дальней дистанции, поскольку с близкого расстояния она кажется запутанной мозаикой.
Обращая особое внимание на формы теней и бликов, так же как и на противопоставление теплых и холодных цветов, художник заканчивает изображение человеческого тела, которое выглядит весьма убедительно и воздействует слегка возбуждающе.
В следующем привлекательном изображении объединены различные материалы и методики. Горы скомпонованы из порванной технической бумаги, вырезанные формы использовались для переднего плана, а изображения из журналов служили материалом для яркой красочной листвы.
Брайан Горст. Средиземноморский пейзаж:
