Основные навыки: композиция

Создание рисунка – ремесло, где изучение того, как управлять “инструментальным оборудованием”, является необходимым шагом, который приведет к появлению законченного изображения. Но это только первый шаг. Как бы хорошо вы ни владели выбранной техникой, успех вряд ли достижим, если не принимать во внимание способ, которым рисунок скомпонован.

Композиция

Процесс построения композиции начинается с первого штриха, поэтому подумайте о равновесии элементов прежде, чем начнете рисовать. В портрете или рисунке фигуры, например, вы должны решить, как расположить голову или тело относительно внешних границ бумажного поля. В пейзаже нужно думать о месте линии горизонта и соотношении неба и земли – лучше избегать раскалывания изображения на две равных области, или размещения доминирующей детали ровно в центре.

Видоискатель, являющийся одной из основных частей вашего оборудования, поможет вам в этом процессе. Его можно сделать, вырезав прямоугольное отверстие в куске картона. Перемещение видоискателя в пределах вашего объекта различными способами откроет больше композиционных возможностей, чем при простом на него взгляде.

Монтаж

Не следует включать в композицию все, что вы видите; знание того, что не надо учитывать – жизненно важный аспект композиции. Вы можете перемещать элементы вокруг, преувеличивать ракурсы и производить иные действия для того, чтобы направлять глаз зрителя как в глубь картины, так и окрест. Немало времени и сил нужно потратить и на поиски способа, которым рисунок будет развиваться. Задача художника интерпретировать, а не копировать. Преимущество рисования на бумаге состоит в том, что она позволяет вам по мере работы изменять формат и композицию путем подрезания, превращая горизонтальный лист в квадрат или вертикальный прямоугольник, и так далее.

Объединение композиции

Если вы работаете в цвете, пробуйте объединить композицию посредством «цветового эха», перенося и повторяя те же самые или подобные цвета из одной области в другую. В портрете это можно совершить вводом небольшого количества цвета одежды на лицо, а в пейзаже использовать вкрапления синего цвета неба среди зеленой листвы или теней.

Доминирующие формы

Один из способов иметь дело с сильной, доминирующей формой состоит в том, чтобы отразить ее в другой части изображения; еще один способ — подчеркнуть ее посредством контраста. Билл Джеймс выбрал второй подход для своего энергичного пастельного этюда “Балерина”, использовав угловую композицию рук как контрапункт к почти круглой пачке балерины. Обратите внимание, что он немного сместил поднятую вверх руку балерины от центра и привнес цветовые всплески в фон, налагая друг на друга тонко контрастирующие цвета.

Рисунок балерины 

Выбор формата

Естественный выбор для композиции с вертикальным акцентом — вертикальный прямоугольник, но в своем пастельном рисунке “Ручей на ветру” для большей выразительности Билл Джеймс использовал квадратный формат. Это позволило ему поместить три вертикали в центр изображения и сделать больше переднего плана и перспективы реки.

Рисунок ручья 

Продвижение глаза

Даже в этом быстром наружном эскизе. Рей Матимер не пренебрег композицией, используя кривую дороги, чтобы провести глаз от переднего плана до горбатого моста и дальше. Для подчеркивания фокуса в централь- ной области сконцентрированы самые темные тона. А чтобы быстро создавать тона, он использовал мягкий графитный карандаш, рисуя боковой стороной, а не острием.

08.09.0339

Кадрирование изображения

Всегда думайте о границах вашего листа бумаги как о рамке, поскольку это поможет решить, как расположить главные элементы композиции. В карандашном эскизе Мари Иансон фигура смещена от центра, кроме того, слева рука чуть срезана. Из-за этого кажется, что фигура выдается вперед и возникает ощущение движения.

08.09.0340

Совет. Создание композиции пейзажа может вызвать определенные затруднения, поскольку человеку свойственно постоянно переводить взгляд с объекта на объект и таким образом охват оказывается больше, чем может поместиться на странице. Использование видоискателя поможет вам локализовать части вида.

Ваши отзывы: Оценка: 4.7 звезды 9 отзывов