Фигура человека: вес и равновесие

Окружающие нас люди обеспечивают уникальный диапазон предметного материала – поход в универсам или прогулка по городу или по деревне способны вызвать бесконечное вдохновение – лица и фигуры повсюду вокруг вас. Рисунок людей, одетых или обнаженных, является, конечно, сложной задачей; однако ощущение истинного достижения, которое следует за успешно выполненным рисунком, оправдывает ваши усилия.

В течение нескольких десятилетий рисунок с натуры – рисование обнаженного тела – был не моден в художественных школах, но теперь он снова признается важной составляющей дисциплины рисунка. Он не является необходимым, тем не менее рисовать статичные или движущиеся фигуры чрезвычайно полезно; кроме того, сделанные наброски могут стать частью вашего тематического материала. Рисунок одетых фигур без элементарного знания обнаженного тела может вызвать проблему, поскольку одежда часто действует как маскировка, мешая «читать» позу и осознавать пропорции.

Структура и движение

Если вы приступаете к рисованию обнаженного тела, познакомьтесь с основами анатомического строения: скелетом, мускулами, пропорциями и распределением веса. Чтобы изобразить фигуру убедительно, жизненно важно понять, что любые движения ее составных частей затрагивают тело в целом. Подъем рук также поднимает грудную клетку и лопатки, перемещение головы создает напряжение в шее, перенесение веса на одну ногу изменяет угол наклона таза, и так далее. Изменения, происходящие при перераспределении веса, наиболее ясно видны в стоящей фигуре. Если модель стоит в расслабленной позе со слегка расставленными ногами и вес тела распределен равномерно, то таз и плечи будут на одном уровне. Однако если большую часть веса перенести на одну ногу, то бедро опорной ноги приподнимется, в то время как плечо над опорным бедром в качестве компенсации опустится вниз.

Совет. Рисуя стоящую фигуру, сначала установите позицию плеч и бедер, держа карандаш перед собой и перемещая его так, чтобы он совпадал с ракурсами. Также очень важно уравновесить фигуру таким образом, чтобы она не казалась сваливающейся. В любой “стоящей позе” есть теоретическая «линия равновесия», начинающаяся с ямки у шеи для вида спереди, задней части уха для вида сбоку и задней части шеи для вида сзади. Эта линия спускается к несущей вес ноге или, если вес равномерно распределен, проходит между стопами. Проверяйте эту линию с помощью карандаша по мере работы и слегка отметьте ее на рисунке, чтобы обеспечить руководство для размещения ног.

Анализ позы

Если модель сможет позировать больше чем примерно 20 минут, тогда прежде чем начать рисовать, потратьте немного времени на наблюдение, пробуя найти главные формы и ракурсы. В рисунке Наталии Палармарчук-Литтлвуд бедра, ягодицы и позиции рук показывают, как распределен вес; причем верхняя часть тела наклонена вперед и немного в сторону. Сама поддерживающая вес кисть не видна, но художница подчеркнула ее путем использования смазанной тени. Рисунок выполнен пастельным карандашом, позволяющим создавать и сильную линию и области тона.

Фигура человека

Бёдра и плечи

Как видно по рисунку пастельным карандашом Наталии Паламарчук-Литтлвуд, распределение веса может быть ясно обозначено даже без включения нижней части ног и стоп. Ракурсы бедер, ягодиц и плеч показывают, что вес «опирается» на левую ногу, в то время как другая нога расслаблена и немного вытянута.

Бедра и плечи

Линейный рисунок

В этом великолепном рисунке в манере Анри Матисса Дэвид Коттингем использовал кисть и чернила, чтобы полностью выполнить контур, показывая формы и их относительное расположение в пространстве путем варьирования мощности линий. Обратите внимание, как удачно он срезал фигуру, включив такие важные составляющие, как туловище, плечи, руки и опорную кисть, и оставив остальное нашему воображению.

Линейный рисунок

Изображение в полный рост

Рисунок Элеонор К. Стюарт “Рыжая” является абсолютно убедительным в отношении распределения веса и формы, хотя содержит мало деталей, а лицевые особенности были преднамеренно исключены. Она использовала необычную методику, комбинируя масляную пастель с графитным карандашом. Это дает интересный эффект, поскольку масло «останавливает» графит, создавая темный контур.

Рисунок рыжей

Ваши отзывы: Оценка: 4.7 звезды 9 отзывов