Фигура человека: сидящие и наклонные фигуры
Стоящие фигуры могут быть выполнены отдельно, всего лишь одной-двумя линиями или легкой тенью, чтобы указать «землю». Однако, когда модель располагается на стуле или лежит, например, на диване, вы должны такое же внимание направить на изображение предмета, как и фигуры. Это дает возможность экспериментировать с композицией, создавая завершенное изображение вместо того, чтобы просто рисовать для получения знаний и опыта.
Связь между фигурой и окружением
Ложе, стул или диван также поможет вам проверять ракурсы и формы фигуры, выступая в качестве контрольных точек; так что всегда старайтесь одновременно рисовать и фигуру, и окружение вместо того, чтобы добавлять среду “чисто технически”, когда фигура завершена. Это особенно важно в случае, когда модель сидит на стуле. Стул воспринимает вес тела так же, как это делают ноги стоящей фигуры, поэтому он должен быть выполнен тщательно. Некоторые преподаватели живописи являются сторонниками того, чтобы делать набросок стула перед началом работы над фигурой.
Эффекты перспективы
Иногда думают, что рисовать сидящие и наклонные фигуры легче, чем стоящие. В действительности, тут имеются свои собственные проблемы, главной из которых является эффект перспективы, известный как ракурс, заставляющий ближние объекты казаться большими по размеру, чем отдаленные. Например, если вы нарисовали наклонную фигуру, глядя из-за головы, то голова будет казаться очень большой по сравнению со стопами, хотя в действительности стопа и голова примерно одной длины, если смотреть в одной плоскости. Часто трудно понять, насколько весомым является эффект ракурса, так как вы имеете тенденцию рисовать то, что знаете, вместо того, что на самом деле видите. Например, если вы посмотрите на сидящую фигуру с боку, то бедро и голень будут приблизительной одной длины. Поворот вперед создаст ракурс бедер в перспективе таким, что они будут казаться размером только в четверть от своей фактической длины, а то и меньше.
Использование эффектов перспективы
Для своего рисунка карандашом “Клайв” Пол Бартлет выбрал точку зрения позади головы модели, что создало редкий ракурс. Это придало фигуре необычную форму, которую художник максимально использовал, оставив тело практически белым, в противопоставление фону, выполненному в основном в средних тонах, и подчеркнув это затемнением волос на голове.
Совет. Чтобы проверить эффекты ракурса, необходимо провести измерения, держа карандаш на расстоянии вытянутой руки и передвигая по нему ваш большой палец вверх и вниз, чтобы соотнести один размер с другим. Также очень важно сохранить ту же самую точку зрения во время рисования, потому что любое изменение в вашей собственной позиции меняет перспективу, делая начальные измерения недействительными.
Тона тела
Лорна Марш использовала мягкие пастели, чтобы передать яркие оттенки кожи, применяя главным образом натуральные цвета, кроме заднего плана, где она ввела красный, зеленый и светло-фиолетовый. Она показала ровно столько элементов опоры, сколько необходимо, чтобы объяснить позу модели, но избежала загромождения композиции ненужными объектами.
Узор и контраст
Дэвид Коттингем создал привлекательный и декоративный рисунок кистью и чернилами, в котором бледные формы тела противопоставлены узорчатому фону. Изгибы драпировки, пересекающей тело, повторяют похожие линии ноги и предплечья, что создает ощущение ритма и движения.
Цвета тени
Чтобы создать живой красочный этюд, работая акварелью и цветным карандашом, Сара Хэйуорд подчеркнуто усилила зелень, часто замечаемую в тенях тела. Она также использовала дополнительные контрасты, введя фиолетовую драпировку, чтобы выделить желтые блики на теле и вкрапления красного цветного карандаша для контраста с зелеными оттенками.
