Интерьер как натюрморт
Некоторые интерьеры формируют одно из направлений архитектурного рисунка, в то время как другие можно охарактеризовать как расширение работы с натюрмортом. Детализированный рисунок интерьера церкви, собора или великолепно декорированной и украшенной гостиной входят в первую категорию. Однако этюд стула в углу комнаты, стола в алькове или пространства кухни с полками и буфетами являются более “родственным” натюрморту.
Этот вид интерьера предоставляет огромные возможности. Если у вас и меньше власти над предметами, чем при создании классического натюрморта, все же, как правило, можно перемещать отдельные элементы композиции для достижения лучшего равновесия или более интересного эффекта. Будет логичным, естественно, не учитывать то, что вносит дисгармонию. Вы можете также играть с перспективой и пропорциями, изменяя размер подоконника или сближая стены, чтобы выделить главный предмет, представляющий интерес, например стул или стол.
Практические соображения
Однако есть две потенциальные проблемы. Во-первых, если комната маленькая, скорее всего, трудно будет найти идеальное место для мольберта, поскольку необходимым условием является направление света. Необходимо, чтобы свет падал и на ваш рисунок, а не только на сам предмет. Во-вторых, многие интерьеры обязаны своим особым очарованием специфическому эффекту освещения. Спальня с утренним солнечным светом, струящимся по приведенным в беспорядок простыням, – прекрасная тема, но она станет менее соблазнительной, когда солнце “уйдет”. Поэтому, если вы не обладаете невероятно точной визуальной памятью, то возможно, стоит использовать фотоаппарат, применяя фотографию как справочную информацию для фиксации игры света и обращения к реальным вещам в уточнении структуры, пропорций и деталей. Это именно тот случай, когда цифровая камера действительно незаменима, поскольку не придется ждать дни или недели, пока не будет отснята вся пленка; ведь тем временем можно и потерять первоначальное вдохновение.
Мощь вертикалей
Композиция, основанная на горизонтальных и вертикальных линиях, может выглядеть слабой и унылой, но как только вводятся диагонали, все встает на свои места. В рисунке углем Бриджит Доути “Угол старого пивоваренного завода”, вертикали, сформированные освещенной солнцем нишей окна, придают изображению стабильность, в то время как две диагонали ведут глаз к массиву форм, которые формируют центр, представляющий интерес.
Совет. Осмотрите ваш собственный дом в разное время суток, чтобы оценить различные световые эффекты, и не пренебрегайте возможностями искусственного освещения или не ярким на первый взгляд лунным светом.
Использование световых эффектов
Мало того что солнечный свет преобразует комнату, он также услужливо создает яркие блики, которые определяют объекты. В своем прекрасном рисунке мягкой пастелью “Солнечный свет в библиотеке” Дэвид Минетт обошелся с различными предметами мебели весьма свободно, оставив темные и средние тона неясными, но добавил определенность, обозначив освещенные солнцем грани толстой пастелью.
Применяя разные техники
Для этого привлекательного рисунка Наоми Александр использовала собственную версию методики отмывки, объединяя чернила, смытые под душем, с плакатным цветом и фломастером. Композиция основана на повторяющихся кривых, причем они есть слева напротив спинки стула и объекта на столе.
Художественная вольность
Наоми Александр придала живое искрение своего карандашному рисунку, подчеркнув узоры на напольном коврике и ложе и избежав совершенно прямых линий. Когда вы сталкиваетесь с искусственными объектами и традиционными структурными особенностями интерьера, возникает желание использовать линейку. Однако, это может заставить рисунок выглядеть слишком “механическим” в ущерб личностному восприятию.
