Сюжет для пейзажа
Вот мы выходим на пленэр и мир вокруг кажется прекрасным. Однако, между прекрасным видом и красивой картины нет знака равенства. В действительности, для интересного пейзажа можно выбрать самый типичный вид, так что вовсе не обязательно гоняться за живописными видами.
Для истинного художника содержание сцены отступает на второй план, а главным остаются эффекты светотени, узоры, углы, цвета и формы.
Когда пленэр проходит в яркий солнечный день, отчетливо видны все тени. Поэтому желательно выбрать сцену, что освещается сзади или сбоку. Фронтального освещения лучше избегать, поскольку оно создает слишком мало теней, хотя исключения тоже бывают. К примеру, фронтальное освещение сцены картины на закате или на заре бывает весьма интересным.
Классический пример живописной композиции, все предметы выглядят реалистично, а перспективные линии уводят взгляд к точке схода, расположенной вдалеке на плоскости горизонта
В солнечный день старайтесь выбрать сцену, не менее 60% которой расположено в тени. Свет всегда подавляет тень, так что если в картине тень и свет распределены в соотношении 50/50, то картина будет казаться чрезмерно яркой, слишком освещенной и теплой. Если же 60% картины в тени, то глазу есть где отдохнуть от слишком ярких цветов, ведь он может перейти к более холодным краскам.
Всегда есть исключения, особенно если речь идет о значительных массах, которые содержат холодный цвет. К примеру, хотя озера и реки имеют участки, ярко освещенные солнцем, у них все равно основным остается холодный цвет, который формируется благодаря отражению неба и деревьев. В результате, такой холодный цвет способен компенсировать отсутствие достаточного числа теней в сцене.
Когда же солнце скрыто за тучами, выбирайте сцену, где есть сильные контрастные тон и цвета. К примеру, яркие желтые цвета на зеленом поле, что формирует контраст теплого и холодного цвета. Либо же можно выбрать деревья, освещенные сзади и стоящие на поле, которое также ярко освещено, за счет чего используется контраст светлых и темных тонов.
Создавать картину в пасмурный день тяжелее, нежели при ярком свете солнца. В данном случае используется сильная композиция и хорошее сочетание цветов. Вся композиция представляет собой несколько цветовых масс и диагональ. Передний и задний план сцены выделены за счет контраста цвета и тона. Да, в пасмурный день нет ярких красок, однако в них все равно можно найти весь цветовой спектр, благодаря чему можно и в пасмурный день создать сияющую картину
Если же большая часть масс одинаковая по тону, вы получите тусклую и не привлекательную сцену.
Чем цветовых масс меньше, тем картина выглядит эффектнее, так что желательно рассматривать массу в виде множества накладывающихся друг на друга или взаимодействующих фигур. Также желательно, чтобы в композиции использовалось не меньше 7 масс.
Не стесняясь отказывайтесь от определенных компонентов композиции, если того требует задача упрощения сцены. Нередко это важный шаг, поскольку художники слишком увлекаются деталями, вместо того, чтобы сосредоточиться на больших массах, которые формируют общее пространство сцены, наделяя ее силой и глубиной.
