Поиск оптимальной композиции
Для поиска оптимальной композиции следует использовать беглые наброски, в которых нет деталей. Такой набросок можно создать буквально за 3-4 минуты, однако, благодаря ему вы сэкономите много часов своего труда. Поэтому желательно сначала сделать беглые наброски, и уже на этом этапе разобраться с соотношением масс, которые позволят создать требуемое настроение композиции.
Не мудрите, просто сделайте наброски самой элементарной композиции, вроде дерева около подъезда. Когда создаете наброски, не забывайте то, чему вы научились при работе с простыми натюрмортами. Поэтому максимально упрощайте, пусть дома будут как кирпичики, кусты как перевернутые тарелки, а земля – как поверхность земли пусть выглядит как поверхность стола, переходящая в перспективу.
Для композиции действуют те же правила, что и для натюрморта. Изначально начинайте создавать ключевые массы и не отвлекайтесь на детали, такие как решетки на окнах, листья на веточках деревьев, ржавчина на металле и т.д. Если куст на 50% находится в тени, разделите его на две цветовые массы, темную и светлую.
Не надо детализировать, скажем, дерево, не прорисовывайте его ветки, листья и фактуру ствола. Дом также должен выглядеть примитивно. Лишь потом, когда начнется основная работа над натюрмортом, миска станет кустом, а кирпич, как по волшебству, постепенно превратится в настоящий дом.
После того, как несколько элементарных пейзажей сделано, начинайте создавать более сложные сцены. Однако, и в данном случае сначала следует сделать беглые наброски, которые позволят распределить цветовые массы. Затем эти массы станут сложными формами, такими как дома или деревья, однако, на этапе набросков пусть вас это не волнует, главное, выбрать нужные массы.
Теперь, чтобы создать динамичную композицию, все детали которой сбалансированы, следует разделить плоскость картины на трети по вертикали и горизонтали, после чего разместить фокальную зону композиции непосредственно рядом с одной из четырех точек, где пересекаются горизонтали и вертикали.
Такая фокальная зона, которая размещена благодаря правилу третей, позволяет привлечь внимание зрителя куда эффективнее, чем она была бы в самом центре или у одного из краев.
Конечно, всегда следует стараться создать действительно сильную композицию, однако всегда соблюдать для этого правила не обязательно.
Более того, нарушать правила – это здорово, имеет смысл обязательно их нарушить и посмотреть, что выйдет (речь, разумеется, идет о правилах композиции). Скажем, можно нарушить “правило третей” и выбрать иное размещение фокальной зоны. Так что не бойтесь проявлять фантазию.
Беглые наброски: 5 простых шагов
1. Создайте 5 идентичных беглых набросков.
2. С помощью рамки обрежьте каждый набросок. Попытайтесь тем самым создать интригующие формы и негативные пространства. Объекты или тени нужно разместить рядом с боковой, нижней или верхней границей рамки.
3. Выберите самый удачный, по вашему мнению, набросок. Он станет образцом для дальнейшей работы над картиной.
4. Начинайте работу над картиной.
