Загрузка

О плохих преподавателях

Мой творческий ребенок, скрывающийся в моей душе, в полном ауте… боиться… плачет… Сердце кровью обливается, но не знаю как ему помочь.

Очень много букв, но если кратко, то речь пойдет о преподавателях-критиканах: ”За последние 10 месяцев 4 преподавателя – 4 разочарования.” Мне просто нужно выговориться, пожаловаться, мне все так тяжело дается, так что уж извините за большое число букв. Когда душа болит, дневничок принимает на себя весь тот вал разочарования и скорби, что накопился.

Все начиналось с “Пути художника”

Я проходила замечательный курс “Путь художника” Джулии Камерон почти полгода, и закончила его в начале января.

В конце пути во мне возросли желание и решимость открыться творчеству и научиться рисовать. Так как никакого худ образования у меня не было, я серьезно стала задумываться об обучении. В декабре у меня были именины, мама подарила деньги, а через день-два позвонили с курсов и пригласили на курс “Рисунка и живописи”. Синхронность налицо и я ухватилась за этот шанс.

Весь январь я была в ударе как никогда, рисовала как сумасшедшая по 8-12 часов в день. В феврале по 4-7 каждый день.

В марте уже далеко не каждый день. А летом не рисовала вовсе….

Что произошло?

А вот что…

Преподавательница с курсов рисования

Я шла на курсы с боевым настроем работать по максимуму, много практиковаться, жадно слушать учителя, делать все что скажут – т.е. взять от курсов все, что только можно. Я даже справилась с духом соперничества и завистью по поводу чужих работ и воспринимала творчество одногрупников, как союзников, как-будто мы одна команда. Но ряд причин свели мой энтузиазм на нет.

Вальяжность на занятиях - атмосфера была дружественной, но больше походила на кружок для домохозяек, чем на полноценное обучение, много болтали ни о чем

Из положительного: преподаватель старалась всех хвалить и поддерживать философско-эзотерическими баснями. Ее спокойный ласковый голос убаюкивал мятежный разум: “Все хорошо”, “У вас все получается”, “У всех все получается”, “Рисуйте медленно и вдумчиво. Полюбите каждую линию. И когда вы ее полюбите, у вас все получится.” )) Это реально помогало ))

Но само преподавание было очень посредственным:

1. Очень мало теории

2. Полное отсутствие каких-либо заданий – на творческое развитие, наблюдательность, постановка руки; хоть что-то.

3. Отсутствие контроля за процессом рисования учеников, а как следствие куча ошибок. В группе было 6 человек, за 4 часа занятия, можно было уделить хоть по 10 мин каждому отдельно, но она подходила редко. За 3 часа сама могла подойти 2 раза и оценить работу в конце занятия. Больше подходила только когда сами звали.

4. Старание отзываться о работах учеников только позитивно, замалчивание ошибок. Многие работы так и остались с ошибками и нам на большинство ошибок даже не указали.

Например стул с драпировкой – она сказала, что драпировка никуда не годится и нужно дорабатывать, а угловую перспективу стула не поправила и ничего не сказала, хотя я видела, что что-то не так, но не могла понять что именно. На то он и препод, чтобы указать, подсказать, проверить.

5. Непродуманная программа. Для первого рисования складок она на стул повесила шелк. Конечно же складок там было около 50. Ниче так для первого занятия по складкам? Теорию построения складок не объяснила, поэтому пришлось самостоятельно читать у Николая Ли. На вопрос “Как правильно рисовать складки?” ответила, “А как видите, так и рисуйте!”. Отличный ответ, не правда ли?!

6. Странная реакция на мои домашние работы, которые я выполняла сверхурочно, самостоятельно читая книги и пытаясь выполнить задания. Препод посмотрела, похвалила и вылетела из аудитории, а однажды взяла мою самую первую зарисовку и пробу передать объем и светотень (чего она еще вообще не объясняла) и оценила ее, словно это академическая работа. Можете себе представить, какая критика с ее стороны на меня обрушилась. Я около часа с комом в горле просидела и потом месяца 3 за наброски и зарисовки не могла взяться. Боялась, что “не академично” получится.

7. Плюс обучение дорогое (как для курсов и такого уровня преподавания)

Преподавательница – соседка

Я не брала у нее уроков, но пару раз показывала ей свои работы, когда она заходила в гости.

1. Акцент на ошибки и негативную критику.

2. Полное отсутствие позитивных отзывов.

3. Часто задавала странные вопрос “А что это такое? Зачем вы это рисовали (на курсах)?” Например, орнамент с точным построением от руки и без линейки. Типа, “зачем вы на эту фи*ню время и деньги тратили?”

4. Предвзятость и лицемерие. Я показала ей материалы, которые купила в худ магазине. Сказала, что бумагу мне посоветовали продавцы. Она их осмеяла, мол вечно они всякое гэ подсовывают с видом знатоков. Когда узнала, что в тот день работали ее знакомые “знающие толк в материалах” знакомые, сразу заговорила о них с уважением. Вопрос: так что там с бумагой? (выбор которой она вначале осмеяла)

5. Зашоренность. Вот ей нравятся только работы в стиле “наляпано акварелью”, а все остальное (мягкие аккуратные акварельные переливы, акварельные карандаши) ей не нравятся. А компьютерная графика так вообще вызывает у нее отвращение. НО, надо было видеть сколько восхищения было, когда кто-то из ее уважаемых знакомых показал ей процесс рисования Моны Лизы в редакторе Paint. Опять же лицемерие и высокомерие.

6. Почему-то всегда в разговоре с ней возникает впечатление, как будто она мнит себя чуть ли не ДаВинчи. Говорит всегда в снисходительном тоне, как с отбросом общества, который напрасно пытается научиться рисовать. Как-то так.

Когда говорила о ней со своим парнем, спросила его “Может она мне завидует, не пойми почему?”, он как свидетель нашего общения ответил “С чего бы это ей тебе завидовать?! Наоборот, она считает себя слишком важной, лучше, умнее тебя, в следствие возраста и тому подобного”

Профессиональный художник-живописец

Я была у него в студии всего один раз. Приходила с подружкой, она его ученица уже полтора года.

1. Позитивный – когда помогал ей писать маслом картину на свадебный подарок, то постоянно подшучивал, но не обидно.

2. Приятная атмосфера в студии, пахло маслом, сам он писал на заказ картину.

3. Обучение не дорого

НО, когда рисовала натюрморт кувшина не могла уловить форму и изгиб, он его “типа” поправил, но все равно было вообще не похоже. ИМХО – форма не цвет, ее можно и нужно передать в точности такой, какой она есть.

И то, что он не особо с формой не “заморачивался” показало, что он мне совершенно не подходит, ведь ему все равно, что нужно мне…

Инквизитор

И последняя. Запинала моего творческого малыша так, что он перестал рисовать вовсе и попал опять в тупик.

Профессиональная художница, промышленный дизайнер, дизайнер ювелирки с 10летним стажем. Но уже давно не работает по специальности, преподает дома.

Вначале она показалась мне очень хорошей и доброжелательной бабулей.

Плюсы:

1. Хорошо дает рисунок, учит точно передавать форму и объем.

2. Отлично ставит руку, выравнивает штрих.

3. Дает задания на дом, заставляла делать наброски и ходить в город на зарисовки.

4. Иногда хвалила (сначала неумело, но потом научилась). Я сама призналась что похвала меня стимулирует делать еще лучше.

Минусы:

1. Постоянно обсуждает всех своих учеников, рассказывает об их жизни… хвастается тем, сколько добра для них сделала, виртуозно критикует.

2. Хвалит тех учеников, которые дали ей какие-то блага, подарки, цветы, конфеты… Т.е. для нее показатель “хорошести” это полизать ей зад  (извините, за выражение, наболело)

3. Очень много критикует. Чьи бы работы я ей не показывала (удачные чужие) она их только критиковала.

4. Довольно много критиковала своих учеников. Моя знакомая с курсов тоже у нее брала несколько уроков, но ушла, потому что ей было неприятен это вал критиканства. К тому, всякий раз, когда учительница начинала критиковать, в голове подобно колоколу начинал звучать вопрос “О боже, а что же она рассказывает ОБО МНЕ другим ученикам???” Я знаю что. Критикует так же. И было даже что при мне.

5. Часто мои работы, обсуждала с другими учениками, закадычно посмеивалась над ошибками, ПРИ МНЕ. Это ничего, что мои ошибки нужно показывать МНЕ, а не посмеиваться над ними с другими учениками???!!!

6. Очень сильно критиковала те работы, которые были выполнены на курсах и преподавателя, который не исправил ошибки. Она даже просила, чтобы я ей оставила несколько работ, дабы показывать их другим ученикам. (Полагаю, чтобы критиковать и насмехаться.)

7. Вообще сам процесс занятий проходил так: часы которые спешили (я приходила вовремя, а выдворяла она меня на 10 мин раньше, я это не сразу заметила), на ИНДИВИДУАЛЬНЫХ занятиях обычно было 2, а иногда и 3 человека. Плату брала как за полное индивидуальное занятие. (А занималась я с ней много 5-8 часов в неделю. Вроде мелочи, но очень напрягали.)

8. НОЛЬ ТЕОРИИ. Ни композиции, ни цветоведения, ничего. На вопросы отвечала: “У меня на уроках ученики узнают теорию из практики”. (Отлично. Тогда на кой ты мне сдалась, платить тебе за критиканство, если я могу дома практиковаться и делать выводы из практики?!) Только через 3 месяца, и то, потому что Я ее спросила, она объяснила почему вазу нужно рисовать на вертикально положенном листе, а не горизонтально. Смешно? Но я этого не знала, ведь нигде до этого не училась. За тем и пришла к ней, чтобы узнать. Больше композиция не затрагивалась за 4! месяца плотных занятий.

9. Полный игнор моих индивидуальных склонностей и пожеланий. Запреты и ограничения в творческом развитии.

Например, в самом начале я ее предупредила, что меня интересует цифровая графика, она же является моей целью. Через 2 месяца оказалось, что она терпеть ее не может. Я восприняла это как неуважение, ведь я ее предупреждала, что это моя цель. Зная это она окритиковала CG, назвала неживой графикой т.д. Опять лицемерие, потому что она преподает еще и CorelDraw. Видимо вектор ей не противен, раз она его преподает.

Акварельные страдания

Препод запретила использовать (размывать) акварельные карандаши, сильно раскритиковала их. Вначале обучения стало очевидным, что мне замечательно идут сухие материалы (карандаши и пастель) и совсем не идет акварель. Все мои просьбы давать мне живопись посредством пастели или карандашей она проигнорировала. Но постоянно навязывала акварель. ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ!

Поначалу я добросовестно, через не хочу, не могу и ненавижу, дела все ее задания: заливки, выкраски (288 штук)… Но результата не было. НУ НЕ ИДЕТ МНЕ АКВАРЕЛЬ! Вместо того, чтобы перестать меня мучить, она на каждом занятии продавливала меня, что это нужно, без этого никак… Ладно. Я опять сделала 2 попытки.

Попытка 1

Мы на занятии писали лук и перцы. 80% процентов выполнила она. Я ЧАС сидела в ступоре, а когда отважилась положить хоть парочку смелых мазков, она вытаращила глаза и стала отмывать мои мазки “пока еще не поздно”.

Отличная поддержка! Теории цвета она мне тоже не дала. Заливать запретила. Сказала “писать акварельно”. Но как??? не объяснила. Упражнения не дала. Зато критики уже море.

Попытка 2

Дома пыталась лилии написать. После лука с перцами было еще сложнее, чем до них. Когда руки стали дрожать, а кисточка упала 3й раз, я решила прекратить издеваться над своим творческим ребенком и написала учительнице письмо… честно описала как мне хуево, кисточка падает, ком в горле, ну не могу. Не люблю я ее! Попросила ее меня не мучить акварелью.

Письмо специально написала по е-мэйл, чтобы не рассказывать при других учениках. Но когда я пришла к ней на занятие, она при другой ученице стала пересказывать содержание моего письма, говорить что это не нормально, что она такого еще не видела, перекрутила мои слова, приврала что я ей написала “у меня слезы градом”. Воскликнула: “насиловать акварелью, я такого еще не слышала!”. И таким прокурорским тоном добавила, что она не врет и может прочесть мое письмо в доказательство.

От такой наглости, подлости и напора возмущенной критики я онемела. Даже слова не могла сказать. Плюс очень сковывало, что я у нее дома, еще одна ученица и родственники в других комнатах, поэтому не могу ей грубить и высказать все что я о ней думаю. Плюс ей за 50, а мне 25. Я промолчала. И мне вовсе не хотелось, чтобы она вслух читала мое письмо. Она возмущенно переглядывалась с другой ученицей и они посмеивались надо мной – не акварельной. А когда пришла еще одна ученица, они это и ей рассказали. Восклицали и посмеивались…

Я была подавлена и раздавлена.

Это был мой последний урок у нее.

Обидно. Потому что она хорошо давала академический рисунок. И моя работа цветными карандашами оказалась действительно очень классной. Она сама это неоднократно повторяла. Но почему не стала развивать мои склонности и способности – для меня загадка.

4 препода – 4 разочарования

Два месяца не могла рисовать. Потом стала понемногу оживать… писать дневничок, ходить на творческие свидания… покупать себе всякие художественные принадлежности, изо книги… да и просто всякое баловство. Съездила на отдых. Стараюсь баловать ребенка как могу…

Но рисую все еще мало… 1-3 раза в неделю. А как хотелось бы вернуть себе тот запал, огонь и энтузиазм, с которым я рисовала по 8-12 часов в день. Так здорово было… столько надежд (уже разбитых на тысячу осколков).

Для меня слово “преподаватель” стало синонимом термину “недовольный/ядовитый-критикан”.

Даже показывая чужие удачные работы, я ни разу не увидела искренней улыбки на лице преподавателя, только критические негативные замечания.

Очень жаль времени, денег и душевных сил, потраченных на преодоление потока ядовитой критики.

Больше не хочу критиканства. Даже если придется учиться самой… даже если это будет дольше. Лучше так, чем дать бездарному преподавателю и ядовитому критикану загнать себя в тупик.

Где же он, мой преподаватель?

Сегодня прочитала статью Е. Овчаровой “Если вы хотите научиться рисовать…” (www.colorcat.ru/work/drawing/)

Найдите преподавателя. Серьезно. Хороший преподаватель вам объяснит за пять минут то, что вы, может быть, годами будете учить по книгам. И то не факт, что выучите правильно.

Ну где ж его найти, ХОРОШЕГО??? И что делать пока его нет?

Как думаете, может даже знаете, существуют ли на этой планете преподаватели рисования, которые умеют вдохновлять, развивать склонности и способности ученика, укреплять уверенность в собственных силах и при этом дают реальные знания? Или это из области фантастики? Может это такой же мифический персонаж как эльфы и феи?

Получается, что нужно учиться самостоятельно. Так страшно: “А вдруг не получится?”. Хотя читала реальные истории когда человек успешно самообучался рисованию и другим творческим занятиям.

И вот я сижу растерянная, не зная как выйти из тупика, справиться с обидой и гневом. Как вернуть энтузиазм, веру в себя и свои силы? Путь Художника перечитаю, возможно пройду заново.

Но что делать с преподавателями, я не знаю… буду искать дальше. Возможно, именно мой преподаватель где-то все же существует? Хотелось бы верить…

 

Ваши отзывы: Оценка: 4.7 звезды 9 отзывов